Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной системы образования реформировать систему правоприменения и исполнения наказаний (уменьшить курсы «социальный педагог», «психолог» в общеобразовательных учреждениях; сократить количество инспекторов по делам несовершеннолетних, наличие минимальной количество психологов и отсутствие специалистов по социальной работе и социальной педагогике в системе исполнения наказаний) особенно актуален вопрос профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе рецидивов, а также ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в статье 9 п. 9 «ресоциализация» определена в перечне основных направлений и форм деятельности субъектов системы преступности. профилактика. По данным МВД РФ, в 2012 г. каждые двадцать (5,1%) расследованных преступлений были совершены несовершеннолетними или при их соучастии.
Реализация Республиканской целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2006-2010 годы. положительно повлияло на криминогенное положение несовершеннолетних в Республике Башкортостан. В Уфе реализуется Целевая программа профилактики ассоциативных проявлений в среде подростков и молодежи, пропаганды здорового образа жизни «Подростковая» на 2007-2010 годы. Это программа социально-медицинской и психологической поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также находящихся на испытательном сроке «Ты не один» на 2009-2011 годы.
Необходимо активизировать деятельность специалистов педагогического, социально-педагогического профиля с целью привлечения потенциала современного общества к решению проблем несовершеннолетних правонарушителей.
Социальные учреждения, в частности центры психологической, медицинской и социальной поддержки, представляют собой огромный потенциал общества, решающий социальные и психологические проблемы, в частности проблемы несовершеннолетних правонарушителей.
Обзор публикаций по проблеме правонарушений несовершеннолетних выявил определенный научный потенциал и практический опыт в отдельных аспектах профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Изучение правовых аспектов проблемы было проведено Б.Н. Алмазов, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.М. Минковский, З.Р. Панаевой и др. Социально-педагогические проблемы возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних изучались Ю.В. Гербеев, А.Л. Гройсман, Э.Г. Костяшкин, Г.А. Медведев, И.А. Невский и др. Проблемы диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних разрабатывались А.С. Белкина, В.М. Обухова, В.Г. Степанова и др. Ю.М. Аксенов, С.И. Андреев, А.С. Белкин, Н.И. Пашина, Ю.И. Юричка и др. Психологические особенности личности, правосознание несовершеннолетнего правонарушителя, источники его криминогенной деформации проанализированы М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, В.Н. Кудрявцева, Е.Л. Раднаева, В.М. Раева и другие.
В связи с изложенным, данное исследование является востребованным и актуальным. Особую актуальность представляет вопрос выявления условий ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения. Анализ современного состояния исследований и практики по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о наличии объективных противоречий:
- между осознанностью и объективной необходимостью целостного научного осмысления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социальной поддержки и преобладанием криминологического и социологического подходов в исследованиях;
- между необходимостью изучения механизмов влияния социальных институтов на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и неразработанностью научных позиций по данной теме;
- между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах для работы с несовершеннолетними правонарушителями по вопросу ресоциализации и отсутствием возможностей повышения квалификации специалистов в этой области.
Малоизученным остается вопрос о роли социальных институтов в процессе ресоциализации не изолированных от общества несовершеннолетних правонарушителей (условно осужденных, состоящих на учете в отделах по делам молодежи, комиссиях по делам молодежи и защите их прав). Особенно актуален вопрос уточнения социально-педагогических условий ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, отсутствуют научно обоснованные критерии и показатели для анализа качества и эффективности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. В связи с изложенным очевидна актуальность и своевременность данного исследования. В процессе рассмотрения темы была определена проблема исследования - ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей. Актуальность рассматриваемой проблемы, выявленные противоречия и проблематика исследования определили выбор темы: «Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социальной поддержки».
Цель исследования: выявить социально-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения.
Объектом исследования является процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Объектом исследования являются социально-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения.
Гипотеза исследования исходит из того, что ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социальной поддержки будет проходить эффективно, если:
- будет использоваться деятельностный и социально-педагогический подход в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;
- будет разработана и реализована модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;
- будут разработаны критерии и определены уровни ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;
- будет внедрена комплексная программа ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
В соответствии с предложенной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Изучить теоретические основы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Разработать программу ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.
Выявить социально-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения.
Методологическую основу исследования составили философские установки об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе формирования личности; идеи гуманистического (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский), деятельностного (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), культурологического (В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев) подходов к социализации личности; положение о правосознании как особой форме общественного сознания.
Теоретической основой исследования являются:
- теория воспитания А.С. Макаренко;
– теория социально-педагогической деятельности (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.С. Торохтий);
- теория эффективной организации воспитательного процесса несовершеннолетних правонарушителей (Ю.М. Аксенов, Н.Н. Савина, С.Т. Шацкий, Ю.И. Юричка);
– теория правовой культуры и правосознания (В.А. Ильин, Г.А. Мухина);
- теория самоактуализации личности (И.С. Кон, А. Маслоу, А.В. Петровский).
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением прикладных задач обусловило выбор комплекса методов: теоретические методы:
понятийно-терминологический анализ, синтез и обобщение литературы;
анализ нормативных документов;
моделирование;
эмпирические методы:
диагностика (наблюдение, опрос, тест, опрос);
математика (классификация, шкала);
экспериментальная работа.
1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАРКОЗАВИСИМЫХ
1.1. Социально-психологические особенности несовершеннолетних наркозависимых
В связи с непрекращающимся ростом числа наркозависимых несовершеннолетних изучение личности наркозависимого несовершеннолетнего и построение его психологической типологии представляет большой интерес для современной юридической психологии. Мы провели для себя эмпирическое исследование в период с 2004 по 2018 год в два этапа: на первом этапе (докриминальный уровень) изучались социально-психологические детерминанты, способствующие возникновению аддиктивного поведения у несовершеннолетних, на втором стадия (криминальный уровень) проведено комплексное психодиагностическое исследование личности молодых наркоманов для разработки их психологической типологии.
В рамках первого этапа с помощью анализа личных документов несовершеннолетних мы изучили биографические данные учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, проверок несовершеннолетних, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Рязани и установили, что 28,6 % обследованных подростков употребляют наркотические вещества.
Проанализировав личные документы несовершеннолетних правонарушителей, мы выявили следующие данные об условиях семейного воспитания, уровне образования и психическом состоянии несовершеннолетнего наркозависимого .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ванкон И. Г., Баркова Н. П. Социальная реабилитация химически зависимой личности: проблемы и решения. Иркутск, — 2012. — 220 с.
2. Ганишина И. С. Концепция и методология психологической профилактики наркотической зависимости личности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2018. 481 с.
3. Ганишина, И. С. О типологии личности наркозависимых несовершеннолетних / И. С. Ганишина, Р. М. Воронин // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 4(49). - С. 34-38.
4. Даутова И.З. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - Электронный ресурс – https://scienceforum.ru/2013/article/2013006230 (дата обращения: 30.12.2022 )
5. Дудко Т. Н. Целинский Б. П. Алгоритм оценки эффективности медико-социальной реабилитации лиц, зависимых от ПАВ. Москва: Мысль, — 2016. — 20 с.
6. Козлов Д. В. Роль ресоциализации в процессе выздоровления наркозависимых // Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Молодые ученые — столичному образованию». — 2016. — С. 245–247
7. Кузнецов А. Г. Комплексная терапия больных опийной наркоманией с низкой мотивацией на лечение. Москва: ННЦ наркологии, — 2010. — 21 с. Кулаков С. А., Ваисов С. Б. Руководство по реабилитации наркозависимых / С. А. Кулаков, С. Б. Ваисов. СПб.: Речь, — 2006. — 240 с.
8. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://мвд.рф.
9. Нечудо, А. В. Особенности ресоциализации наркозависимых / А. В. Нечудо // Антология российской психотерапии и психологии: материалы научно-практических конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов»; сетевое научно-практическое издание, Москва, 12–15 октября 2017 года / Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. — Москва: Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2017. — С. 185–186.
10. Тихонова, А. Ю. Ресоциализация наркозависимых в практике социальной работы / А. Ю. Тихонова, М. А. Рассихина, В. А. Кузнецова, М. А. Харина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 639-642. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92528/ (дата обращения: 31.12.2022).
11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/